МОСКВА, 28 декабря. /ТАСС/. Российская экономика в ноябре не продолжила курс на позитивные тенденции, взятый в июле-октябре текущего года, и вернулась в область отрицательных значений.
Ежемесячный небольшой рост ВВП с очищенной сезонностью в июле-октябре сменился падением в ноябре на уровне 0,3% к предыдущему месяцу, говорится в ежемесячном мониторинге Минэкономразвития за ноябрь. После положительной динамики в июле-октябре снизилось промышленное производство (в ноябре на 0,6%), усилился спад в сельском хозяйстве (-0,9%), строительстве (-0,2%), розничной торговле (-0,8%), платных услугах населению (-0,7%).
По отношению к соответствующему периоду прошедшего года темпы падения ВВП несколько ускорились в ноябре - до 4% с 3,7% в октябре. За январь-ноябрь ВВП снизился на 3,8%.
Ранее глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев отмечал, что ухудшение показателей - реакция экономики на изменение нефтяных цен, на то, что инфляция снижается чуть меньшими темпами, чем предполагалось, что означает большее сокращение потребительского спроса.
Ненадежный рост сменился спадом
В промышленном производстве МЭР отмечает стагнацию. Снижение промышленного производства в целом с очищенной сезонностью в ноябре составило 0,6% после положительной динамики в течение предыдущих четырех месяцев.
"Спад по промпроизводству, который мы увидели, показывает то, насколько ненадежным был рост в предыдущие месяцы, то, насколько хрупкой была основа этого восстановления", - сказал ТАСС главный экономист ЕАБР Ярослав Лисоволик. По его мнению, картина определяется внешним фоном, прежде всего, ценами на нефть. Ситуация ноября показала, что пока не существует внутренних мощных драйверов, которые могли бы определить восстановление экономического роста, считает аналитик.
По данным МЭР, снижение отмечалось в обрабатывающих производствах на 0,5% после роста в сентябре-октябре. Впервые с мая произошло снижение в сегменте добывающих производств - на 0,3%. За период с января по ноябрь 2015 г. промышленное производство снизилось на 3,3% к соответствующему периоду 2014 г.
Лисоволик считает, что импортозамещение делает определенный вклад в макроэкономические показатели, однако он ограничен. "Отчасти в сельском хозяйстве мы наблюдаем позитивные сдвиги, но этого недостаточно, чтобы кардинально изменить картину в условиях неблагоприятной внешней конъюнктуры", - полагает он.
Сокращение спроса
По мнению главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой, проблема в экономике связана как раз с сокращением потребительского спроса.
В ноябре продолжилось его дальнейшее падение, говорится в мониторинге. Причиной этому МЭР называет сокращение реальной зарплаты, рост цен и, как следствие, переход на избирательно-сберегательную модель текущего потребления. Оборот розничной торговли в ноябре к соответствующему периоду прошедшего года снизился на 13,1%.
"Я связываю то, что происходит, с новым раундом санкций теперь против Турции. Заместить зимой турецкое продовольствие достаточно сложно, поэтому основной эффект санкций краткосрочный, во всяком случае, он материализовался в виде инфляционного шока", - сказала Орлова ТАСС.
Что дальше?
В декабре, возможно, российская экономика покажет схожую картину, особенно с учетом обновления рублем исторических минимумов на фоне дальнейшего падения цен на нефть, считает Лисоволик. Кроме того, ситуация с инфляцией оказалась несколько хуже, чем ожидалось.
Орлова разделяет беспокойство по поводу ситуации в декабре. "Сельхозпроизводители быстро заместить выбывающую продукцию (из-за турецких санкций - прим. ред.) не могут, население из-за инфляционного шока обеднело. Поэтому мне кажется, в декабре этот эффект будет отыгрываться ", - добавила она.
При этом она рассчитывает на небольшой восстановительный рост в 2016 г. за счет стимулирующей бюджетной политики перед выборами и возможностей наращивания кредитования.
|